ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ПОДОЗРЕНИЯ?
10.11.2020
1. Не отрицайте Ваши подозрения.
2.Не паникуйте. Если даже Ваш ребенок попробовал наркотик, это еще не значит, что он наркоман.
3.Не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями.
4.Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока Вы не справились с Вашими чувствами.
5.Если ребенок не склонен обсуждать с Вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о Ваших переживаниях и опасениях. Предложите помощь.
6.Важно, чтобы Вы сами были образцом для подражания. Ваш ребенок видит ежедневно, Вы справляетесь сами с Вашими зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.
7.Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.
Основные блоки профилактической деятельности с родителями.
• Выявление. Предполагает ознакомление родителей с основными признаками употребления ПАВ у детей. Первичную диагностику ситуации с использованием анкеты (см. Приложение №1). Кроме того, обязательное информирование родителей о службах помощи в ситуации подозрения на употребление ПАВ или установление факта потребления. Информирование родителей о фактах распространения или употребления ребенком ПАВ (см. также Приложение № 2 к занятию №5).
• «Непрямая профилактика». Представляет основную часть в системе профилактики. Главная задача профилактики – это обсуждение условий семейного воспитания для увеличения личностных ресурсов ребенка. В содержание этого блока входят основные темы коррекционно-развивающей части Ресурсной программы, которые проектируются применительно к семейному воспитанию.
К примеру, коммуникативный блок может быть представлен в следующей тематике:
• «Конфликт с ребенком, причины и способы разрешения»;
• «Негативизм ребенка – источники и способ поведения родителей»;
• «Когда в семье конфликт»;
• «Ребенок не слушает меня»;
Тематика лекций может быть составлена на основании предварительной диагностики проблем семейного воспитания (можно использовать методику в Приложении).
Предполагается работа с проблемными ситуациями семейного воспитания, обмен опытом семейного воспитания, обсуждение семейных традиций и т.п.
Важна и организация совместных с детьми мероприятий (досуговых, классных часов, походов, экскурсий, спортивных мероприятий и т.п.)
• «Прямая профилактика». Реализация информационной модели в работе с родителями. Информирование родителей о факторах риска, медицинских, правовых и иных последствиях злоупотребления ПАВ. Обсуждение семейных факторов риска злоупотребления ПАВ.
Основная тематика занятий:
1. Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ детьми и подростками.
2. Мотивы употребления наркотиков, токсических веществ и алкоголя детьми и подростками.
3. Как противостоять наркомании.
4. Поиск внутренних ресурсов при риске формирования зависимости.
5. Как отказаться от наркотика.
6. Как защитить своих детей.
7. Информационная лекция «Что такое наркотики?».
(Желательно не останавливаться на традиционной форме лекций, а после небольшого информирования обращаться к интерактивным формам – групповым дискуссиям, практикумам и т.п.)
• Адресная работа с родителями детей группы риска имеет специальное содержание. С родителями и детьми из первой группы риска (см. классификацию к занятию), где определены единичные случаи употребления ПАВ, при соответствующей подготовке могут заниматься школьные специалисты. В остальных случаях содержание работы, по всей видимости, может выходить за рамки педагогической профилактики. Речь идет о консультациях и работе тренинговых групп для созависимых, особенно в случае систематического употребления детьми ПАВ. Осуществить подобную помощь могут особым образом подготовленные специалисты (психологи, медики, социальные педагоги). Не всегда подобную работу уместно разворачивать в условиях школы.
•
Приложение №1
Анкета для определения подростковой наркомании*:
1. Обнаружили ли Вы у ребёнка: 1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года. 2. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в школе. 3. Потерю интереса к спортивным и иным внеклассным мероприятиям. 4. Частую, непредсказуемую смену поведения. 5. Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить. 6. Частые простудные заболевания. 7. Потерю аппетита, похудание. 8. Частое выпрашивание у Вас или у родственников денег. 9. Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям. 10. Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни. 11. Скрытность, уединённость, задумчивость, длительное прослушивание магнитофонных записей. 12. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения. 13. Гневность, агрессивность, вспыльчивость. 14. Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма. 15. Резкое снижение успеваемости. 16. Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях. 17. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией. 18. Нарушение памяти, неспособность мыслить логически. 19. Отказ от утреннего туалета, не заинтересованность в смене одежды и т. п. 20. Нарастающую лживость. 21. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки. 22. Значительные суммы денег без известного источника дохода. 23. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды. 24. Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения. 25. Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей. 26. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п., особенно если их скрывают. 27. Состояние опьянения без запаха спиртного. 28. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов. 2. Слышали ли Вы от ребенка: 1. Высказывания о бессмысленности жизни. 2. Разговоры о наркотиках. 3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков. 3. Сталкивались ли Вы со следующим: 1. Пропажей лекарств из домашней аптечки. 2. Пропажей из дома денег, ценностей, книг, одежды и т. д. 4. Случалось ли с Вашим ребенком: 1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т. п. 2. Задержание в связи с вождением автомототранспорта в состоянии опьянения. 3. Совершение кражи. 4. Арест, в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков. 5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения (в том числе и алкогольного). |
50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 100 100 100 100 100 100 100 200 300 300 300 300 300 300 300 50 100 200 100 100 100 100 300 100 |
Если Вы нашли для констатации более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, Вам необходимо обратиться за консультацией к врачу психиатру-наркологу.
Приложение №2
Признаки функциональной и дисфункциональной семьи.
Перед решением вопросов, связанных с обращением к семье для оказания помощи, необходимо ориентироваться в таких базовых понятиях как здоровая (функциональная) семья, конфликтная (дисфункциональная) семья асоциальная семья с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи, распавшаяся семья.
Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими "образцами" отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Друзья семьи – родителей и детей – свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нем без риска «быть отвергнутыми». Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.
Семейные условия, связанные с формированием успешного, «хорошего» поведения:
• уметь разделять самого ребенка и его проступки: «Я люблю тебя, но не принимаю того, что ты сделал (а)»;
• уметь активно слушать и понимать переживания и потребности своего ребенка;
• не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется, и заниматься вместе, помогать, когда он просит;
• стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;
• постоянно поддерживать успехи ребенка, в повседневном общении использовать любые формы выражения своих теплых чувств и отношения: «Мне хорошо с тобой... Я рад (а) тебя видеть... Я по тебе соскучился (лась)... Мне нравится как ты... Ты мой хороший (ая)... Ты, конечно, справишься...».
• стремиться выражать свои теплые чувства и поддержку не только словами, но и лаской, голосом, прикосновением.
Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношени» между членами семьи. Например, семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям. В такой семье у членов семьи наблюдаются проблемы с алкоголем; у женщин часто встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны здоровья.
Характерные черты поведения взрослых и детей в такой семье:
• общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;
• в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;
• для членов семьи характерно нежелание обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;
• по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники; часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне;
В конфликтной (дисфункциональной) или дисгармоничной семье проявляет несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешай», что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка. Дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом. Нередко дети проецируют причину ссор на себя, что приводит к формированию заниженной самооценки, ещё более тревожной является ситуация, когда при семейном разладе дети начинают выступать с одним из родителей против другого. Ребенок становится дезориентированным в выборе эмоциональных отношений и это надолго определяет его последующие установки.
Семейные условия, определяющие формирование аддиктивного поведения детей с высоким риском злоупотребления наркотиками:
‒ неопределенные распоряжения без четких границ (часто достаточно одного раза, чтобы донести до ребенка в неадекватной форме важную информацию о том как получить то, что хочешь. В следующий раз ребенок думает: «Может быть, я поднял недостаточно шума, чтобы получить то, что хочу? Я подниму еще больше шума»);
‒ отсутствие у родителей между собой содружества и четкой позиции по отношению к детям; например, один из родителей не хочет быть авторитарным и, в результате, оказывается настолько уступчивым и услужливым, что теряет авторитет у ребенка, который начинает использовать слабости родителя, чтобы добиться желаемого;
‒ игнорирование родителями хорошего поведения одновременно с наказанием плохого (чаще такой оказывается позиция отца);
‒ неполный контроль, когда родители не знают, где находятся их дети;
‒ непоследовательные дисциплинарные требования и пустые угрозы; постоянное выражение недовольства ребенком;
‒ стойкий или затяжной конфликт между родителями и остальными членами семьи;
‒ «блоки» внутри семьи, неспособность испытывать общие для всей семьи радости;
‒ неспособность родителей понимать и сочувствовать потребностям своего ребенка;
‒ нереальные родительские ожидания по отношению к нему, то есть те случаи, когда родители ожидают от ребенка удовлетворения своих собственных, нереализованных эмоциональных потребностей;
‒ вера родителей в воспитательное значение физических и других наказаний;
Приложение №3
Анкета для родителей (педагогов). Проблемы взросления
Уважаемые педагоги (родители), Вам предлагается оценить, насколько выражены те или иные особенности у конкретного ребенка (подростка, юноши). Обведите цифру, которая соответствует выраженности качества между его крайними вариантами.
ФИО ребенка (или код)_________________________________________
1.Умеет справляться с трудной ситуацией 2.Контролирует свои эмоции в критической ситуации 3.Умеет обратиться за помощью в трудной ситуации 4.Умеет оказать поддержку сверстникам 5.Поддерживает дружеские отношения с большинством сверстников в группе 6.Имеет свое мнение в ситуациях общения со сверстниками 7.Объективно оценивает себя 8.Поддерживает дружеские отношения с противоположным полом 9.Учитывает, ориентируется на мнение педагогов 10.Не зависит от мнения педагогов 11.Имеет теплые, дружеские отношения с родителями 12.Успешен в учебной деятельности 13.Имеет четкое представление о своих целях и намерениях 14.Использует доступные возможности для укрепления своего здоровья (физкультура, гигиена, питание) 15. Не имеет вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) 16. Редко болеет 17.Соблюдает нормы поведения в учреждении |
7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 |
Пасует перед трудной ситуацией Не контролирует Не умеет (не хочет) Не умеет (не хочет) Не имеет дружеских отношений в группе сверстников Не имеет своего мнения (зависит от них) Не объективно оценивает себя Имеет конфликтные отношения с противоположным полом (избегает их) Игнорирует, не учитывает Зависит от мнения педагогов Проблемные отношения с родителями Неуспешен Отсутствует четкое представление о своих целях и намерениях Не использует Имеет вредные привычки Часто болеет Нарушает нормы поведения в учреждении |
Приложение №4
Анкета для оценки проблем взросления детьми.
Какие проблемы с твоей точки зрения наиболее характерны для твоих сверстников?
В учебной деятельности |
1. Отношение к учёбе. |
|
2. Усвоение знаний. |
||
В социальных контактах |
1. В общении с преподавателями и другими взрослыми. |
|
2. В общении с родителями. |
||
3. В общении со сверстниками. |
||
В эмоциональной сфере |
1. Преобладающее настроение. |
|
2. Особенности реагирования на значимые ситуации (тревога, агрессия, уход, молчание, депрессия). |
||
В усвоении школьных норм поведения |
1. Поведение на уроке. |
|
2. Поведение вне урока. |